В Латвии нашли новое направление использования старых автомобильных шин. На их основе изготавливают вяжущий битум, используемый для приготовления асфальтобетона. Данная технология была предложена специалистами технического университета Риги, и сейчас она активно испытывается на дорогах страны. На сегодня дорожные службы уже уложили 350 метров дорожного полотна из нового асфальтобетона. Первые результаты оценки говорят об отличном качестве покрытия.
В условиях огромного количества автомобилей вопрос утилизации отработанных покрышек актуален, как никогда. Специалисты университета из столицы Латвии в 2021-м году смогли создать новое, высокоэффективное вяжущее вещество, позволяющее надежно соединять все компоненты, входящие по технологии в состав асфальтобетона. Ученые отмечают, что именно вяжущие способности обеспечивают стойкость покрытия к износу и воздействию температурами, как низкими, так и высокими.
Основой для вяжущего битума выступила крупная резиновая крошка, полученная в результате переработки старых шин. Необходимо признать, что в ряде стран производство асфальтобетона предполагает использование резинового порошка из отработанных покрышек, но гранулы в технологии применили впервые.
Основным преимуществом гранул перед порошком является необходимость затратить значительно меньше энергии на переработку вторичного сырья. В результате снижается итоговая себестоимость асфальтобетона, что в современных условиях является одним из основополагающих факторов.
Рецептура новой смеси формировалась учеными Рижского технологического университета совместными усилиями. Первоначально все предлагаемые рецептуры проверялись в лабораторных условиях. После отбора лучшего из существующих вариантов приступили к его всестороннему тестированию. Работа проводилась совместно с латвийскими производителями асфальтобетона, поэтому для производства тестовых образцов материала использовалось их оборудование, что позволило учебному заведению обойтись без дополнительных закупок.
В процессе испытаний потребовалось использовать 120 тонн асфальтобетона, из которых около 7 тонн было получено с использованием новой технологии. Укладка покрытия проводилась на одной из оживленных трасс. Регулярный проезд по ней тяжеловесной техники обеспечивает возможность испытания материала в самых сложных условиях эксплуатации. Тестируемый участок представляет собой одну полосу протяженностью в 350 метров. Соседняя полоса выполнена на основе стандартного битума и выступает эталонной.
На протяжении нескольких лет специалистам предстоит наблюдать за поведением нового асфальтобетона. Предварительные оценки позволяют с оптимизмом смотреть на возможности материала, его стойкость к температурным перепадам и интенсивной эксплуатации. В перспективе внедрение новой технологии производства обеспечит значительный экономический эффект.